Как обманывают автомобилистов в Интернете?
Сетевые мошенники оперируют массой методов для выманивания денег у клиентов онлайн-магазинов. Одним из объектов подобных посягательств стали автомобилисты, приобретающие запчасти, комплектующие, расходно-технические материалы, аксессуары и прочие автотовары через Интернет.
К числу распространенных приемов, находящихся в арсенале злоумышленников, относится перехват телефонных звонков, совершаемых потенциальными покупателями. Это позволяет мошенникам вести разговор от имени продавца интернет-магазина, в том числе — указывать свои реквизиты для перечисления средств. В результате клиент лишается денег и не получает заказанный товар, а злоумышленники перестают отвечать на звонки.
Подобные схемы становятся возможными при полном попустительстве либо непосредственном соучастии сотрудников операторов сотовой связи, а также благодаря несовершенству банковско-расчетной системы, не предусматривающей возможность отмены переводов.
Контактные телефоны интернет-магазинов публикуются на сайтах и визитках. Вначале злоумышленники изучают целевую аудиторию, после чего с помощью привлеченных к соучастию сотрудников компании-оператора определяют принадлежность телефонного номера. Затем они звонят в техподдержку и, назвав необходимые сведения, получают возможность управления услугами.
В данном случае их интересует лишь одна из них, предусматривающая переадресацию всех входящих звонков на указанный номер. После этого каждый потенциальный покупатель будет общаться с мошенником, который пообещает доставку заказа курьером сразу после поступления денег на счет.
После перечисления средств покупатель, не дождавшись курьера, звонит по прежнему номеру, но трубку никто не снимает. И лишь после обращения к администрации магазина выясняется, что никто из его представителей с данным клиентом не общался и человек стал жертвой злоумышленников.
Ситуация осложняется тем, что привлечь мошенников к ответственности практически нереально. Деньги обычно переводятся на карту, владелец которой может быть зарегистрирован в другом конце страны либо вообще являться умершим. Что касается сим-карты, то здесь все еще проще: ее можно приобрести без документа, уплатив всего 300 рублей.
При этом заблокировать и банковскую карту, и сим-карту может только человек, на которого они оформлены. Банковским работникам, а также сотрудникам операторов сотовой связи делать это запрещено.
Что касается обращения в полицию, то на рассмотрение заявление по закону предоставляется до 10 дней, по истечении которых вполне можно получить мотивированный отказ. Однако даже если правоохранители начнут расследование, может оказаться, что номер телефона, которым пользовались злоумышленники, зарегистрирован где-нибудь в Ростовской области, а владелец банковской карточки — на Камчатке, в то время как жертвой злоумышленников стал житель Москвы, обратившийся в местный интернет-магазин.
Соответственно, материалы расследования будут направлены в Ростов и на Камчатку. Такая процедура займет массу времени, за которое мошенники вполне успеют сменить и банковскую карту, и сим-карту. К тому же вряд ли местные правоохранители будут усердно заниматься делом, преступление по которому было совершено в удаленном от них регионе.
Таким образом, интернет-магазины и их клиенты оказываются беззащитными перед действиями злоумышленников. Подобная ситуация сохранится до тех пор, пока сотовые операторы будут продавать «левые» сим-карты всем желающим, их сотрудники — участвовать в сговорах с мошенниками, а банки — допускать возможность оформления и выдачи пластиковых карт через «своих» людей.